Добавить в избранное Eng Rus Карта сайта Написать письмо
(495) 725-08-88
НА ГЛАВНУЮ О КОМПАНИИ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ DOUBLEV ON-LINE АССОРТИМЕНТ КОНТАКТЫ

Приглашаем на выставку «История русской водки и табака в этикетках», PAPER, с 28 августа по 12 сентября 2014 г.

Впервые группа компаний «Дубль В» и редакция журнала «Тара и упаковка» с 28 августа по 12 сентября 2014 года на арт-площадке PAPER, в историческом центре Москвы, представят уникальную коллекцию антикварных этикеток российских водочных и табачных брендов конца XIX – начала ХХ вв. (до 1913 г.) из архива Музея упаковки.

Конференция

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Антиквартные водочные этикетки

Магазины Елисеева в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве и сегодня известны на всю Россию и даже за ее пределами. В начале ХХ в. здесь в огромном ассортименте продавались оригинальные сорта известной во всем мире настоящей русской водки – П.А. Смирнова, Н.Л. Шустова, В.А. Штритера, Бекмана и многих других известных российских «водочников».

Отовариться спиртным в «Елисеевском» магазине, считали за честь для себя «артисты и министры», работники «пера и топора». Водка (или, как ее тогда в России называли – «хлебное», «очищенное» или «столовое» вино) Петра Смирнова, Николая Шустова – считалась эталоном среди спиртного разнообразия. Этикетки для лидеров российского водочных предприятий тогда оформляли известные русские художники (в последствие многие этикетки стали стильными образцами прикладного искусства, уникальным антиквариатом).

Ассортимент напитков и безупречное обслуживание, как в магазинах, так и в ресторанах, питейных заведениях, заслуженно славились не только в России, но и далеко за ее пределами.

Некоторые российские фирмы – производители водки и других крепких напитков в конце XIX – начале ХХ вв. получили высокое звание Поставщика Его Императорского Величества. Такое звание им «жаловал» сам Государь Император. Эти фирмы могли изображать на своих этикетках и на бутылках, рядом с названиями фирмы и напитка – Государственный герб России – Двуглавого орла.

В конце XIX и в начале ХХ вв. продукция российских водочных заводов выставлялась в павильонах России, на международных «художественно-промышленных» и «мануфактурных» выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Париже, Мадриде, Ливерпуле, Брюсселе, Турине, Антверпене и других городах Европы. Многие напитки получали Гран-при, золотые и серебряные медали, почетные дипломы. Эти награды также размещались на этикетках.

Например, на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, в 1896 г. фирма П.А. Смирнова поразила посетителей своей витриной в виде большой триумфальной арки на четырех колоннах, состоящих из 3000 бутылок. Основными цветами этой конструкции были цвета российского флага (белый, синий и красный), внутри бутылок горели электрические лампочки.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. российским производителям алкогольных напитков – не был равных! Они размещались в собственном павильоне, представляя спирт, виноградные и хлебные водки, наливки, ликеры, вина, коньяки и другие напитки. Высших наград (Гран-при) были удостоены: «Казенная продажа питей», «Товарищество Н.Л. Шустов с С-ями», «Акционерное общество А. Вольфшмидта», Пересажский (Черниговской губернии) ректификационный завод Е.А. Случевской.

Примечательно, что фирма Шустова на этой французской выставке была удостоена высшей награды. Причем, не за традиционные русские напитки, а за коньяк!

Среди производителей алкогольных напитков, награжденных золотыми медалями парижской выставки, были В.А. Штритер, (водки, наливки, ликеры), Д.З. Сараджев (спирт, коньяк, хлебное вино, ликеры, наливки), наследники И.В. Александрова, Н.А. Терещенко, графиня А.Д. Строганова, Н.Н. Евреинов, В.П. Калашников и др. К сожалению, после большевистского переворота, произошедшего в 1917 г. Елисеевские и многие другие фирменные магазины потеряли свои рекламно-призывные вывески. Надолго исчезли из жизни россиян названия известных когда-то на всю Российскую Империю трактиров (Тестова, Гурьева и др.) и ресторанов «Яр», «Славянский базар» в Москве, «Донон», «Фелисьетен (Санкт-Петербург) и многих, многих других… Забыты красивые названия русских водок: «Столовое вино», «Русское добро», «Хлебное вино», «Очищенное вино», «Тминная», «Крамбамбулевая» (на меду) и др.

А имена производителей хорошо известных когда-то напитков были просто навсегда вычеркнуты из жизни нашего народа и незаслуженно забыты.

Этикетки для напитков, заготовленные российскими предпринимателями в начале ХХ в., иногда в огромных количествах и хранившиеся на предприятиях, – новыми властями в 20-е гг. прошлого века безжалостно уничтожались. Ведь они несли на себе имена «буржуев», - врагов советской власти. В результате эти этикетки стали огромной редкостью, антиквариатом и сохранились только у не многочисленных коллекционеров и значительно реже – в музеях. Тем не менее, именно они напоминают нам о настоящей русской водке, которой когда-то славилась Россия.

Табачная этикетка в XIX – XX вв.

Сегодня сохранившиеся табачные упаковки и этикетки XIX – XX вв. продолжают оставаться своеобразными образцами национального прикладного графического искусства, свидетельствами высокого уровня упаковочного, полиграфического и рекламного дела в России. Они представляют несомненный интерес для современных предпринимателей, художников – промграфиков (дизайнеров), коллекционеров, любителей русской истории, самой широкой публики. Иногда упаковку, этикетку называют немым продавцом. Но одновременно с этим они остаются и немыми свидетелями истории страны. В целом табачная атрибутика, создававшаяся в России столетиями, стала неотъемлемым пластом русской культуры.

ТАБАК В РОССИИ

Первые достоверные сведения о распространении табака в России относятся к середине ХVII в. Тогда он считался на Руси «бесовским зельем». Легализовать табак суждено было Петру I.

К середине ХVIII в. табак уже получил повсеместное распространение. И вскоре без его употребления не обходилось на Руси ни одно празднество. В моду у российской знати входит нюхательный табак. При этом для многих была важна не столько процедура употребления зелья, сколько сопутствовавший ей антураж. Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной табачной пыли, – стала своеобразным символом знатности и богатства, образчиком высокого эстетического вкуса ее обладателя.

Появление в начале ХIХ в. сигар, а затем папирос произвело настоящую революцию в отечественном табачном производстве. Во второй половине ХIХ в. изготовлением папирос в России уже занимались десятки фабрик, не говоря об огромном количестве кустарных мастерских.

ТАБАЧНАЯ УПАКОВКА И ЭТИКЕТКА

С распространением в начале ХIХ в. литографии на упаковке начинают печатать «этикет» – текстовую информацию о продукте (в данном случае о табаке), рисунок, фирменный товарный знак. Причем вначале этикет наносили в одну черную краску. Впоследствии слово «этикет» было преобразовано в слово «этикетка». Уже во второй половине ХIХ в. на упаковку для папирос шли картон и бумага лучших сортов. Этикетки известных российских табачных фирм, и сегодня впечатляющие специалистов своей высокой эстетикой, графикой и художественными достоинствами, часто выполнялись в технике многоцветной печати.

Предприниматели, занимавшиеся производством и торговлей табачными изделиями в конце ХIХ – начале ХХ вв., буквально изощрялись в «изобретении» оригинальных названий «марок» папирос и даже их целых серий. «Резвушка», «Любочка», «Чудо», «Забава», «Лихач», «Самолет», «Пушкин», «Шутка», серии «Военныя», «Крыловскiя», «Гербовыя» и многие, многие другие названия сопровождались оригинальными иллюстрациями. К рисованию, графической подготовке этикеток и упаковок привлекались известные русские художники...

При этом в условиях отсутствия других средств массовой информации они иногда носили не только рекламный, но и познавательный характер. Впоследствии такие этикетки нередко становились предметами коллекционирования. К началу ХХ в. табачная торговля становится в России одним из самых выгодных коммерческих предприятий...

На этом фоне в 1891 г. в Москве строится новая табачная фабрика «Дукат» (название было образовано из сочетания двух фамилий: Дуван и Катык). Надо сказать, что к этому времени в Москве уже существовали три крупные табачные фабрики – купчихи А.Ю.Габай (современная «Ява»), старейшая в Москве фабрика грека М.И. Бостанжогло и Папиросно-гильзовая фабрика Абрама Катык. Владельцы многих русских табачных фабрик в те годы занимались благотворительностью, меценатством, вкладывали значительную часть своих капиталов в культуру, образование, медицину, религию и т. д.

Со знанием дела, оценив ситуацию, владелец «Дуката» купец 2-й гильдии Илья Давидович Лигит, караим (потомок древних хазар) по происхождению, организовал выпуск дешевых сортов табака, махорки и папирос ручного производства, рассчитанных на массового покупателя. Умело поставленная реклама – и роскошные «парадные» плакаты, печатавшиеся в лучших типографиях, и скромные, но иногда более занятные листовки, расходившиеся многотысячными тиражами, – позволила фабрике «Дукат» открыть несколько фирменных магазинов (один из них – на Кузнецком мосту). Кроме того, имелось множество мелких табачных магазинчиков и палаток.

Выставка «История русской водки и табака в этикетках. Конец XIX – начало XX вв.» поразит вас своей самобытностью и уникальными образцами творчества «дизайнеров» прошлого и позапрошлого веков. Этикетки бережно хранят дух тех времен. Совсем небольшие по формату экземпляры этикеток, разработанные талантливыми русскими художниками, сейчас не менее ценны, чем полотна великих живописцев.

Приходите!

logos
Наверх