«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР». Как создавался календарь «Дубль В»
Друзья!
А знаете ли вы, что слово «календарь» имеет латинские корни? Оно образовано от «calendarium» и «calendae», и если обращаться к буквальному переводу, то первое слово означает книгу, в которую записывались долги.
Прошло немало лет, долги потихоньку стали записывать в иные книги, а календари приняли своё современное обличие и стали выполнять «летоисчислительные» функции.
А в конце ХХ века этот прекрасный древнеримский продукт группа компаний «Дубль В» взяла в качестве традиционного новогоднего подарка. За 27 лет работы компанией «Дубль В» издано 22 календарные программы.
Нужно сказать, что к разработке концепции новогоднего календаря мы приступаем очень рано – еще в июне. Предлагаются разные идеи, минимум 2-3 концепции обсуждаются параллельно, в результате остается одна. Важным фактором является то, что с самого начала при обсуждении концепций для каждой продумывается бумага, тип печати и отделка.
Так для темы календаря 2020 постепенно выкристаллизовалась идея экологии в «энциклопедическом» оформлении. Надо отметить, что иллюстрациям, как важнейшей составляющей любого настенного календаря, отводится отдельное место. А в данном случае ситуация особая – картинкам больше века! Это означает, что автор работал на бумаге, а далее иллюстрации, которые по формату были менее А4, воспроизводились с помощью литографии в энциклопедиях. Уже в современное время они были оцифрованы и сохранены в максимально возможном качестве. Но как бы то ни было, мы переживали за итоговое качество изображений при их печати на формате без малого 50х70 см.Второй немаловажный вопрос, который всегда встает при использовании любых материалов за исключением стандартных мелованных, – как конкретное изображение поведет себя на немелованном субстрате. Коллекция PERGRAPHICA® для этого проекта была выбрана с самого начала, ведь важнейшей задачей было воспроизвести винтажные исторические иллюстрации на их естественном субстрате. Вместе с тем любой полиграфист знает все риски и страшные слова, сопряженные с материалами без знакомого и проверенного мелованного слоя, – «цвет провалится», «бумага впитает краску», «фольга не ляжет» и т.д.
Коллекция дизайнерских бумаг PERGRAPHICA®, вышедшая на рынок в 2015 году, успешно прошла все необходимые тестирования на различном оборудовании. И сегодня пользуется живым спросом у клиентов, завоевав доверие многих полиграфических компаний. Но стоит заговорить о конкретном проекте, да, нестандартном, амбициозном, как все переживания и возражения возвращаются. В этой связи хочется отдельное «спасибо» сказать типографии Print Space. Конечно, коллеги, как и мы, переживали за результат. Ведь мы не стали скромничать и из всего ассортимента PERGRAPHICA® выбрали именно матовую (PERGRAPHICA®, белый классик, матовая, 240 г/м²). Она роскошна – мягкая, бархатистая, стильная, идеально подходит под идею иллюстраций, но поверхность ее еще более пористая по сравнению с гладкой. Но выбор был сделан, и Print Space взяли календарь в работу. В противовес всем опасениям, на традиционной УФ-офсетнй машине бумага пошла без каких-либо проблем с самого начала.
Чтобы быть уверенными в результате, предварительно было проведено тестирование на самой сложной иллюстрации – ракообразные. Она довольно светлая и вызывала самое большое опасение по поводу яркости цвета. Но даже двух прогонов не потребовалось – уже после одного прогона цвета были переданы с нужной яркостью и контрастом. Одной из важнейших задач было сохранение деликатного исторического «флера», «наивности» рачков, бабочек, рыб. Что угодно можно напечатать на мелованных бумагах, но тут посыл иной – должно сохраниться правильное настроение.
Конечно, несколько слов стоит сказать об обложке. С одной стороны, можно задаться вопросом, зачем было в принципе ее тиснить?.. Картинка яркая, насыщенная, полностью передает тему календаря, а поэтому достаточно лишь оттиснить название, логотип, и больше ничего не требуется.
Но идея состояла в том, чтобы тему природного многообразия дополнить темой многообразия технологического. А поэтому без масштабного тиснения мы обойтись не могли.
Важным вопросом стало, как не переборщить и не испортить весь эффект. К сожалению, по некоторым проектам мы видим, как неумелое сочетание количества и видов фольг иногда вредит конечному продукту, создавая неестественный, излишний декоративный эффект. Это при том, что в тренде природные цвета, минимализм, грубые фактуры.
Именно поэтому для масштабного тиснения была выбрана не вся обложка, а только отдельные элементы – название, логотип и две птицы. В каждой детали был заложен свой эффект. Например, название выполнено микроэмбоссингом. Если присмотреться, все буквы разные – для тиснения всего названия выбрана бронзовая фольга Leonhard Kurz, при этом рисунки микротекстуры различаются – линии, геометрические элементы, песок... А между тем «спрятанные» буквы при таком исполнении прекрасно читаются. При разработке дизайна нам важно было «утопить» текст в картинку, ведь он довольно объемный, но при этом сделать его читаемым.На птицах было применено по семь разных видов фольги из классических коллекций Kurz – золото, серебро, цветные. Важной задачей было как совместить тиснение с печатью, так и разные виды фольги между собой. Именно поэтому тиснение не закрывает 100% оперения птиц, в этом случае мы бы получили золотые или серебряные изваяния. Фольга положена частично, с переходом в печать – это создает объем и сохраняет переход цвета. Если присмотреться, то и на птицах некоторые фольги выполнены с микроэмбоссингом, что придает дополнительный перелив оперению.Если говорить о технологии, то обложка была отпечатана на PERGRAPHICA®, цвет высокобелый, гладкая, 300 г/м² на УФ-офсете в Linia Grafic, далее передана на клише и тиснение в типографию «Кожемяка», а уже готовые обложки были навиты на базе Print Space.
И впервые в этом году к календарям появилось маленькое приложение. Все прежние годы интересные тексты про иллюстрации мы размещали на 13 полосе календаря. Но в этот раз подготовленные тексты оказались столь интересны, что прятать их под блоком было кощунством. Именно поэтому мы разработали книжку-приложение, в которой на каждом развороте приведены иллюстрация и описания, интересные факты о различных классах, видах, семействах флоры и фауны. Бумага издания: PERGRAPHICA®, белый классик, гладкая, 240 г/м² и 150 г/м².
Кстати, в данном случае книжечка была отпечатана уже обычным офсетом, и результатом мы довольны. Приложив книжечку к календарным листам можно сравнить, какой эффект дает изображению определенный оттенок белого цвета, как влияет фактура бумаги.
Эту небольшую статью мы подготовили совместно с коллегам из компании Mondi, чтобы чуть больше рассказать о том опыте, который получаем сами, иногда замахиваясь на очень смелые проекты. Конечно, любое дорогое и сложное издание – это долгий путь, идя по которому то радуешься, то расстраиваешься, то экспериментируешь, а потом восторгаешься, когда желаемое достигнуто!
Всем в Новом году желаем ярких творческих проектов, успехов, амбициозных экспериментов и вдохновляющих результатов!